\

 

Консультация: Детские дидактические игры по математике, что это такое и для чего они нужны?

4.12.2018 г.
Дети становится участником активного познания мира чуть ли не с пеленок. С раннего возраста любознательный непоседа исследует все, что происходит вокруг него, а родители становятся участниками этого увлекательного процесса. Важное место в нем отводится детским дидактическим играм. Благодаря детским дидактическим играм происходит расширение представления ребенка об окружающем мире. Они развивают в ребенке наблюдательность, учат его определять и различать такие характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Именно в процессе игр малыши учатся находить простейшие связи между объектами и происходящими событиями.

Иными словами, дидактическую игру можно охарактеризовать как индивидуальный или коллективный вид деятельности, в процессе которого происходит обучение детей. Существенным признаком любой дидактической игры является определенная структура, отличающая ее от иной деятельности. Структурными компонентами выступают: игровой замысел, правила игры.

Как правило, замысел игры выражается ее названием. Игровые действия помогают развивать познавательную активность ребятишек, позволяют им, проявляя свои способности, использовать знания, навыки и умения для достижения игровых целей. Благодаря правилам происходит мягкое регулирование поведения малышей и их взаимоотношений. Финал, придающий дидактической игре законченность, является ее результатом и одновременно решением поставленной задачи. Он дает детям чувство морального и умственного удовлетворения. В дидактической игре важны все элементы, а отсутствие любого ведет к ее разрушению. Занимаясь с детьми, надо помнить, что игры, какими бы интересными они не были, не должны превышать по времени 10-15 минут. Очень важно, чтобы за этот период не снизилась активность детей и не ослаб их интерес к игре. Во время коллективной игры следует учитывать индивидуальные особенности каждого малыша: одному стоит дать задание попроще, другому, напротив, можно его усложнить. Кому-то для успешного решения задачи понадобятся наводящие вопросы и подсказки, а кто-то справится с ней без посторонней помощи. В работе с малышами можно использовать множество различных дидактических игр по математике. Для знакомства ребятишек с понятием «величина» можно заняться «Сбором урожая». Для этого дети должны будут разложить по корзинкам разных размеров фрукты или овощи (можно использовать нарисованные) В этом случае малыши учатся сопоставлять размеры предметов, осознают смысл слов «большой», «маленький», «средний».

С фруктами и овощами можно также «Готовить» еду». В одну кастрюлю засыпая овощи, а в другую фрукты. В процессе игры учим ребенка сортировать фрукты и овощи по размеру от меньшего к большему, и наоборот.

Еще одна интересная математическая игра - «Стройка».

В процессе игры предлагается ребенку строить домики из конструкторов разной высоты. При этом, дети легко усваивают понятия «больше - меньше». Если в качестве строительного материала использовать плоские бумажные фигуры, то строя домики разных форм, ребенок легко запомнит, как выглядят квадраты, прямоугольники и треугольники. Деткам постарше можно давать задания по сравнению чисел в окошках бумажных домиков. Для малышей будет интересна дидактическая игра по математике - «Необычный магазин». На столе взрослого (в магазине) находится какое-то количество разных предметов или их изображений (товаров) разной геометрической формы. Это может быть тарелка, пуговица, блокнот, ластик, колпак, рожок с мороженым и другие предметы. Ребенок получает от взрослого карточку (чек) с изображением одной из фигур, таких как круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Малыш, в качестве покупателя, может «приобрести» предмет той формы, которая соответствует рисунку на карточке. Правильно выбрав и описав форму товара, малыш, рассчитавшись чеком, получает покупку. Эта игра знакомит малышей с основными геометрическими фигурами, учит соотносить форму предметов, закрепляет представление о ней. Также она способствует развитию коммуникативных качеств ребенка. Для закрепления счета и усвоения понятий «больше - меньше», можно вырезать картинки с разным количеством животных, птиц, предметов и играть в «больше - меньше», кто угадал, тот и забирает себе карточки. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.

Можно привлечь в помощники ненаглядное чадо и изготовить некоторые дидактические игры своими руками. Малыш с радостью согласится помогать. Например, вместе с ним можно изготовить игру «Гусеница».

Для этого потребуется вырезать из разноцветного картона десять кружочков одного размера и один – чуть больше остальных. На маленьких кружочках, из которых будет состоять туловище гусеницы, следует написать по одной цифре в пределах десятка. После того, как Вы познакомите ребенка с цифрами, попросите ребенка закрыть глаза и переверните один кружок другой стороной. Попросите ребенка нарисовать недостающую цифру. Дети с удовольствием играют с веселой гусеничкой и быстро осваивают счет от 1 до 10. Какова роль дидактических игр при обучении дошкольников математики?

Родителям кажется, что детский сад в жизни детей не такое уже важное событие в жизни. Многие родители полагают, что главное при подготовке детей к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать считать, складывать и вычитать ( на деле это обычно выливается в попытку выучить результаты сложения и вычитания в пределах 10) Однако при обучении математике по учебникам современных систем, эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и не сформированность собственного умения мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». Оценивая дидактическую игру, и ее роль в системе обучения А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

Играйте со своими детками в детские дидактические игры – это интересные и полезные занятия для малышей.
Воспитатель: Иордан Т.А.