Педагог- психолог: Пивнева О.М.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Пивнева Ольга Михайловна

Образование - Высшее. ФГАОУВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет»

Стаж педагогической деятельности 18 лет.


«Почему дети «плохо» себя ведут или эффективное воспитание без наказаний

Наказание детей практикуется во многих семьях. Угрозы и упреки, пощечины и подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты. А если задуматься, как больно ранит чувство вины или стыда? Все дело в том, что наказание само по себе неэффективное как воспитательный прием. Не верите? Давайте разберемся в этом повнимательнее.

Наказание вызывает у ребенка страх. От страха ребенок может перестать плохо спать. Но это лишь поверхностный эффект. Если внимательно понаблюдать за поведением ребенка, становится понятно, что он ищет способы, как отплатить обидчикам. Он может капризничать, портить вещи, делать что-то «на зло», пытаться отыграться на братьях или сестрах. Кроме того, применение наказания вызывает у ребенка ярость, обиду, желание отомстить. Эти чувства не способствуют успеху воспитания, как бы вы не хотели воспитать у него именно их.

Другими побочными эффектами наказания могут быть нерешительность, неуверенность в себе, психосоматические заболевания (снижение иммунитета, нарушение пищеварения, работы сердца) тоже часто являются следствием стресса, вызванного наказаниями.

Главная причина, почему мы считаем наказание действенным, - потому что чаще всего нежелательное поведение прекращается. Но это, однако, означает только то, что мы перестаем видеть плохое поведение в ребенке.

Наказания и угрозы учат ребенка не попадаться, делают его сообразительным, хитрым. Нежелательная же форма поведения видоизменяется со временем, становится незаметной для окружающих. А потом проявляется в поступке, причины которого мы не можем объяснить.

Так почему же дети «плохо» себя ведут?

Вообще всегда, когда ребенок «плохо» себя ведет, для этого есть конкретные и очень веские причины. Психологи предложили классификацию мотивов «плохого поведения детей». Принципиальное отличие этой классификации состоит в том, что она не столько отвечает на вопрос, почему этот ребенок «плохо» себя ведет, как указывает на то, что нужно сделать, чтобы этот ребенок все меньше и меньше хотел бы повторять свои действия.

 

Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями

Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию, для нее характерны: эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негаивных чувств, выраженное недовольство друг другом.

Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых родители должны знать и применять, чтобы избежать излишних трудностей, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются при первом же предложенном решении.

 

Развитие памяти

Развитие памяти(Скачать)

 

упражнение для развития мышления (4 лишний)

 

Утомляемый, истощаемый ребенок

Таких детей часто называют пассивными, ленивыми, болезненными. Но в этом очень мало правды, потому что психика такого ребенка вовсе не расслаблена, а наоборот, перегружена. Быстрая физическая утомляемость — защита, способ перегруженной психики дать знак о по-требности в отдыхе. Истощаемость — следствие бурных и непрерывных психических процес-сов, идущих, как правило, глубоко внутри. Для постороннего взгляда такой ребенок может ка-заться безучастным, неконтактным, погруженным в себя. Но неожиданно он может распла-каться, обидеться, разозлиться на самого себя. У таких детей тонкая и чрезвычайно воспри-имчивая душевная организация.

Возможные причины быстрой утомляемости детей

  • Особенность темперамента, тип нервной системы. У чувствительных, восприим-чивых детей большое количество их энергии уходит на переработку всех сигналов из окружа-ющего мира, многие из которых дети с другим типом нервной системы и другим темперамен-том просто не способны воспринять и прочувствовать.
  • Общие требования или сверхтребования, которые предъявляют ребенку семья или коллектив. У истощаемого ребенка уходят дополнительные силы на то, чтобы хоть как-то соот-ветствовать предлагаемому темпу, скорости реагирования, уровню общения и другим требо-ваниям, что вызывает еще большее истощение.
  • Невыраженные чувства (сильный гнев, страх, стыд, обида) могут также отнимать у ребенка много психических сил.
  • Проблемы в семье, алкоголизм одного из родителей, непоследовательное поведение взрослых могут формировать в ребенке особую «сканирующую» психическую структуру, кото-рая помогает ему «считывать» и предугадывать эмоции и поведение значимого взрослого. Это также в значительной мере перегружает психику ребенка, который пытается потом кон-тролировать и всех окружающих его людей, что дается ему колоссальным напряжением всех психических функций.
  • Строгое наказание за ошибки, при склонности таких детей к стремлению делать все как можно лучше, влекут за собой истощение при выполнении любой работы.
 

ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЁНОК

Памятка для родителей

Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если предстоят или происходят какие-то важные перемены). Обычно, она связана с будущим, на которое дети или их родители смотрят сквозь призму негативных ожиданий. Ситуативная тревога естественна и свойственна многим людям. Но если ребенок тревожится часто, если это состояние стано-вится устойчивым, то можно говорить о формирования у него тревожного характера.

Признаки повышенной тревожности у детей

  • суетливость, повторяющиеся движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами) или, напротив, мышечное напряжение, скованность;
  • желание много говорить или, наоборот, напряженное молчание;
  • трудности засыпания, сильное беспокойство перед началом важной или новой для ребенка деятельности;
  • боязнь любых, даже незначительных, перемен;
  • неуверенность в себе, отказ от новой деятельности («Я не смогу»).
 

Коррекция недостатков внимания.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Важно знать, что у дошкольников до 5 – 6 лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне и умело организовывается взрослыми. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно требует от ребенка волевых усилий. Уровень развития произвольного внимания (объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

 

Рекомендации психолога родителям первоклассников

1) Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах, внимательно беседуйте с ребенком: обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

2)  Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

3)  Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не вовлекайте в ситуацию непонимания своего ребенка.

 

Готовность детей к школе: ключ на старт!

На дворе конец апреля, а значит, не за горами окончание учебного года и прощание с детским садом для сотен тысяч старших дошкольников. Тема готовности детей-приготовишек к школе весьма интересует всех: специалистов, работающих с дошкольниками, учителей начальных классов, школьных психологов и, конечно, родителей. И это вполне обоснованный интерес: ведь будущие первоклассники скоро вступят в принципиально новый для них мир, приобретут другой социальный статус, и все это произойдет на фоне очередного возрастного кризиса – кризиса 7 лет.

Готовность к школе: различать, чтобы понимать

В возрастной и педагогической психологии существует несколько классификаций видов готовности к школе. Привожу в статье ту, которая, на мой взгляд, наиболее подходит для использования педагогами-практиками.

Социально-психологическая готовность к школе – основа успешного обучения Она включает в себя целый набор психологических свойств и качеств, тесно взаимосвязанных между собой. В первую очередь, это способность и готовность ребенка принять социальную позицию школьника, новую роль, с ее правилами и обязанностями.
 

Агрессивный ребёнок

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

 

 

 


Страница 1 из 2