Учитель-логопед: Масловская Г.И.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Масловская Галина Ивановна

Высшая квалификационная категория
Образование - Ставропольский государственный педагогический институт

Специальность – учитель-логопед

Стаж педагогической деятельности 31 год


ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ)

Скачать: ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ)

 

Конспект итоговой логопедической НОД по формированию фонетико – фонематических навыков речи.

Скачать

 

Презентация на тему: «Хлеб – всему голова»

Скачать

 

Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе

Использование ИКТ в воспитательно – образовательном процессе

 

Использование инновационных логопедических технологий в обучении и воспитании заикающихся дошкольников

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников.

Известно, что немаловажную, если не основную, роль в речевом акте имеет дыхание. Правильно сформированный речевой выдох обеспечивает плавность, полноту, непрерывность речевого высказывания.
Обучение по методике, помогает детям нормализовать плавность речевого высказывания, почувствовать интонационную выразительность речи, способствует оздоровлению организма в целом.
С содержанием методики можно ознакомиться в брошюре под редакцией Л.И.Беляковой «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»
(издательство ООО «Книголюб», Москва 2005г), где подробно изложены этапы работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи.

Игровые упражнения вызывают у детей радость, положительный эмоциональный настрой, уверенность в себе, желание заниматься, а значит и результативность от нашей совместной работы с детьми должна быть заметнее.

1Этап Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания
Цель:
развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Внимание ребенка на этом этапе сосредотачивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы. (Ребенок следит зрительно и тактильно за сокращением и расслаблением диафрагмы. То ее напрягает, поднимая переднюю стенку живота вверх, то расслабляет, опуская)
Игры и игровые упражнения этого этапа выполняются последовательно: вначале лежа, затем сидя и стоя и сопровождаются рифмовками, произносимыми логопедом.
^ Вот некоторые из них:
Упражнение «Шарик»                                                
Вот мы шарик надуваем -
Наш животик поднимаем
Шарик лопнул – выдыхаем
И животик опускаем.

Упражнение «Часики»
Тик-так, тик-так-
Ходят часики вот так.
Стрелка – вверх, стрелка - вниз,
Ты, животик, шевелись.

Упражнение «Птичка»
(На животике ребенка лежит плоскостная птичка; вдох и выдох производится по тексту)
Летит птичка высоко,
Летит птичка низко,
Летит птичка далеко,
Летит птичка близко
Вверх – вниз,
Вверх – вниз.
Летай, птичка, не ленись.

Упражнение «Карасик»
(На животике рыбка)
Плыви, плыви, карасик
По быстрой по реке.
Плыви, плыви, карасик.
Качайся на волне.
Вверх – вниз
Вверх – вниз
Крепче на волне держись.

Упражнение «Бегемотики»
Встали бегемотики
Потрогали животики.
Носом – вдох,
а выдох – ртом.
Дышим ровно, глубоко.
Вдох – животик надуваем,
Выдох – воздух выпускаем.

^ 2 этап
Игры и упражнения на развитие грудобрюшного типа дыхания
с включением элементов дыхательной гимнастики

А.Н. Стрельниковой
Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей;

Упражнение «Осторожные заиньки»
Логопед или дети хором произносят текст:
^ Под кустами на пригорке мы живем,
наши маленькие норки стережем;

Выполнение пары «быстрых вдохов» перед собой по условному сигналу логопеда- (4-6 вд.)
(Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, ноги на ширине плеч, руки на поясе или «как лапки у зайца»)
^ Лапкой умываемся прилежно мы,
в гости собираемся друг к другу мы;

Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу
^ На полянке целый день играем мы: приседаем, прыгаем и бегаем;

Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево-
От лисицы прячемся под кустик мы, он укроет нас с тобою от беды;

Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем»)

В дальнейшем, при описании игр вместо пары «быстрых вдохов» мы будем использовать словосочетание – нюх-нюх.
А также, начиная с этого этапа, мы кроме выполнения собственно дыхательных упражнений«нюх-нюх», допускаем речевое сопровождение содержания игр самими детьми (хором или индивидуально), допускаем выполнение детьми тех или иных движений, элементов подвижных игр или игр с пением.

Упражнение «В лесу»
Лисичка рыжая шагает нюх-нюх
Хвостом дорогу заметает нюх-нюх
(дети мягко ступают на носочках)
По снегу петляет зайка нюх-нюх
Ты его поди, поймай-ка нюх-нюх
(шаги вправо – влево)
По сугробам мчится волк нюх-нюх
Серый волк зубами щелк нюх-нюх
(шаги на месте, высоко поднимая колени)
Вперевалку ходит мишка нюх-нюх
Косолапый наш топтыжка нюх-нюх
(Переваливание с одной ноги на другую)
Белка скачет, белка скачет нюх-нюх
Словно серый мягкий мячик нюх-нюх
(пружинистые приседания)

Упражнение «Лиса и зайцы»
Под кустами на пригорке мы сидим
^ Нюх-нюх
Наши маленькие норки сторожим
Нюх-нюх
Ушки держим на макушке мы всегда
Нюх-нюх
Не крадется ли поблизости лиса
^ Нюх-нюх
Чувствуем мы носиком ее следы
Нюх-нюх
Это нас всегда спасает от беды
Нюх-нюх
Я лисичка, я лиса
Нюх-нюх
Всему свету я краса
Нюх-нюх
Я плутовка, хвостик рыжий
Нюх-нюх
Встану к зайчикам поближе
^ Нюх-нюх
На зайчаток погляжу
Нюх-нюх
Всех сейчас переловлю
(ловит зайцев)

Упражнение «Зайчик-побегайчик»
Я зайчик-побегайчик нюх-нюх
Я прыгаю, как мячик нюх-нюх
Прыг-скок, прыг-скок нюх-нюх
Не догонит меня волк нюх-нюх
Носиком я чувствую его следы нюх-нюх
Убегу я в лес подальше от беды нюх-нюх
А я сердитый серый волк нюх-нюх
Я зубами щелк да щелк нюх-нюх
Очень зайцев я люблю нюх-нюх
Сейчас кого-то догоню нюх-нюх

Упражнение «Прогулка»
Солнышко с утра
^ Нюх-нюх
Нам гулять пора
Нюх-нюх
Вышли на крыльцо
Нюх-нюх
Ветерок в лицо
Нюх-нюх
Взяли кузовок
Нюх-нюх
И пошли в лесок
Нюх-нюх
По полю мы шли
Нюх-нюх
Васильки нашли
Нюх-нюх
По лугу мы шли
Нюх-нюх
Ромашки мы нашли
^ Нюх-нюх
По берегу мы шли
Нюх-нюх
Ракушки нашли
Нюх-нюх
По песку мы шли
Нюх-нюх
Камешки нашли
Нюх-нюх
Где-то на лугу
Нюх-нюх
Слышали: ку-ку
Нюх-нюх
Вот пришли мы в лес
Нюх-нюх
Там полно чудес:
Нюх-нюх
Дятел сел на сук
^ Нюх-нюх
Слышим мы: тук-тук
Нюх-нюх
По тропинке шли
Нюх-нюх
Ягодки нашли
Нюх-нюх
И грибы нашли
Нюх-нюх
Маме принесли
Нюх-нюх
Был хороший день
Нюх-нюх
В лес ходить не лень
Нюх-нюх
Завтра, как встаем
Нюх-нюх
Снова в лес идем
^ Нюх-нюх