Учитель- логопед: Нарожная С.Н.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Нарожная Светлана Николаевна

Первая квалификационная категория
Образование-Армавирский государственный педагогический институт

Специальность – педагог-логопед

Стаж педагогической деятельности 16 лет


НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются интересные и увлекательные упражнения для развития подвижности пальцев рук с использованием нетрадиционного оборудования.

Родители детей, имеющих речевые нарушения, знают, как важно развивать мелкую моторику пальцев: на подушечках пальцев находятся биологически активные точки, стимулируя которые мы активизируем работу всех органов и систем. Но главное : рецепторы пальцев сообщаются с отделами мозга, которые тесно соседствуют с речедвигательными центрами. Поэтому, выполняя пальчиковые упражнения, опосредованно мы помогаем «проснуться» недозрелым клеткам и запускаем механизмы воспроизведения речи. А чтобы такие упражнения нравились нашим детям, были нескучными, мы можем использовать различные мелкие предметы, которые всегда под рукой. например…

 

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО – РЕЧЕВОЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: В ГОСТЯХ У ВОЛШЕБНИЦЫ - ВЕСНЫ.

 

ЗАДАЧИ:

 

КОРРЕКЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- Обогащать словарный запас дошкольников путем введения в речь синонимов, родственных слов, многозначных слов.
- Совершенствовать грамматический строй речи, навыки звуко –слогового анализа, связную речь, произносительные навыки.
- Расширять представления дошкольников о весне и весенних изменениях в природе.

 

КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
-Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, общую и мелкую моторику, зрительное восприятие и зрительную память.
-развивать умение выражать свои мысли в синквейне, использовать все доступные средства выразительности.

 

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Формировать умение вести диалог, объективно и доброжелательно реагировать на ответы других детей.
- Поддерживать стремление коллективно достигать намеченные цели.
-Воспитывать умение оценивать свои достижения.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1. Проведение фронтальных занятий на темы: « Весна, первые цветы», «Насекомые», «Перелётные птицы», « Труд людей весной».
2. Чтение рассказов о перелётных птицах, беседы, просмотр презентаций.
3.Подготовка дидактического материала к теме.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Логопед предлагает рассмотреть конверт с письмом. Имя адресата зашифровано в первых звуках картинок. Дети расшифровывают слово «весна». Затем логопед читает стихотворение:

Я всегда спешу с теплом.
с ярким солнечным лучом.
Лёд дыханьем растопляю,
Всюду зелень разливаю.
Я в работе день и ночь.
Не могли бы мне помочь?


-Ребята, весна просит нас о помощи. Но прежде , чем отправиться в мастерскую к весне, давайте вспомним её признаки в природе.(Дети восстанавливают мнемодорожку на стихотворение «Весенняя песенка С. Я. Маршака). Ну что ж, отправляемся в путь.

 

2.Д/И «НАЗОВИ РОДСТВЕННИКОВ».

Дети, смотрите, а здесь в ручье лед ещё не раскололся. Поможем весне и расколем его. Чем больше слов- родственников к слову «лёд» мы назовём, тем больше осколков получится. (дети начинают называть слова-родственники и отламывать по кусочку льдины: ледяной, ледник. ледышка, заледенеть, ледокол, ледоход, обледенел, ледоруб, ледок).
А мы сможем перепрыгнуть через ручей, если вспомним всё, было зимой, но уже прошло.

 

3.Д/И « ИЗМЕНИ СЛОВО».

Снег падает- снег падал
Ветер завывает- ветер завывал
Мороз крепчает- мороз крепчал
Реки застывают- реки застывали
снежинки искрятся- снежинки искрились
Вьюга кружит- вьюга кружила
Сугробы возвышаются -сугробы возвышались
Тучи набегают -тучи набегали
Дорога промерзает- дорога промерзала
Зима злится- зима злилась.

 

4. РЕЛАКСАЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ НЕЙРОЙОГИ.

Мастерская весны находится на вершине высокой горы, непременно нужно одолеть эту гору. Встаньте на цыпочки, потянитесь ( упражнение « Гора»). Выше. выше. Ну, вот мы и дошли. Ух, как устали. Давайте сбросим усталость в пропасть( начинаем собирать усталость с ног. живота, груди , над головой поднять «мешок», бросить со слогом «ХА!») .Упражнение «Орёл»: Дети вращают глазами по кругу, слева направо , одновременно двигая и языком.
Ну, вот мы и пришли. Смотрите, вход охраняет какое- то животное. Если мы отгадаем его название, глядя на схему, сможем войти (на ширме - силуэты животных и звуковая схема. Дети угадывают, заходят).
Вместе рассматриваем комнату( Повсюду цветы, зелёные ветки, трон, украшенный цветами).

 

5.Д/И « ПОСАДИМ ЦВЕТЫ».

Ребята, смотрите, на столе лежит записная книжка, на ней нарисован цветок. Что здесь написано, как вы думаете? (дети делают предположения, приходим к выводу о том, что книжка напоминает весне о том, какие цветы нужно посадить ). Дети начинают загадывать друг другу загадки о весенних цветах с опорой на мнемосхемы.

 

6.Д/И «ЗЕРКАЛО ПРЕВРАЩЕНИЙ».

Так, цветы мы посадили. Смотрите, как запылилось зеркало превращений. Давайте протрём его, чтобы вновь заработало(дети протирают и составляют предложения с антонимами).
Как необычно всё здесь. Смотрите, наверное, в этой кастрюле весна готовит своё волшебное зелье. И из него получаются самые весенние предложения.
(На доске выставлены схемы предложений и весенние картинки. Дети составляют предложения о весне).

 

7. СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.

Да, у весны много дела. Но вот на этом троне она наверное отдыхает. Смотрит в окошки и сочиняет прекрасные стихи. Может и нам попробовать?
( Выставлены несколько картин и схема рассказывания синквейна. дети по желанию составляют синквейн).

 

8.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Мы сегодня очень помогли весне. Давайте напоследок нарядим цветами дерево(дети припоминают о том. что делали на занятии и прикрепляют цветок к дереву).

 

План-программа

ПЛАН-ПРОГРАММА ИГРОВОГО КОМПЛЕКСА
ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ
(Использование игр и упражнений , способствующих профилактике дислексии и дисграфии у старших дошкольников).

ОТКРЫТЬ ПЛАН-ПРОГРАММУ

 

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Профилактика дислексий в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи в ходе подготовки к обучению грамоте».

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Теоретическое обоснование возникновения дислексии и дисграфии .Определение задач диагностики и профилактики.

2. Результаты исследовательской деятельности по выявлению предпосылок нарушения зрительно- графо-моторных навыков.

3.Представление плана- программы работы по преодолению нарушения зрительно-графо моторных навыков с детьми 5-7 лет.

 

1.Теоретическое обоснование возникновения дислексии и дисграфии .Определение задач диагностики и профилактики.

Актуальность проблемы:

Многочисленные исследования показали, что большие затруднения при обучении чтению и письму тесно связаны с низким уровнем развития наглядно- образного и конструктивного мышления. Дети с затруднениями осуществляют функцию анализа изображений и конструкций, не ориентируются в оперировании сенсорными эталонами и с трудом овладевают соответствующими словесными понятиями. У них слабо развиты навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Поэтому необходимо развивать зрительно-пространственное восприятие и наглядно-образное мышление. Эти факты свидетельствуют о необходимости создания диагностической базы для определения уровня сформированности психологических процессов, лежащих в основе становления чтения и письма.

Цель исследования: изучение уровня сформированности зрительно- пространственного восприятия, наглядно –образного мышления, сукцессивных способностей, зрительного внимания и графо – моторных навыков , как предпосылок к овладению чтением у детей дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

1. Изучение теоретической и практической составляющей проблемы.

2. Изучение состояния предпосылок к овладению чтением.

3.Разработка коррекционного плана- программы по развитию зрительного гнозиса и графо- моторных навыков.

Объект исследования: дети с ОНР.

Предмет исследования: процесс и характер развития зрительного гнозиса и графо – моторных навыков.

Методическое обеспечение:

1. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей (диагностика. коррекция, предупреждение).- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985г.

2.Лалаева Р. И. нарушение процесса овладения чтением у школьников.- М.; Просвещение, 1983.

3.Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей.-М.: Учпедгиз, 1950.

4.Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М.: Просвещение, 1981.

5. Немов Р.С. Психология. Книга 3 . М.: Просвещение: Владос, 1995.

 

6. Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с ОНР.

 

ДИСЛЕКСИЯ

этиопатогенетическая

психопатологическая

психологическая

функциональная

- конституциональная

-Энцефалопатическая

-конституционально-

Энцефалопатическая.

-Церебрасенический инфантелизм

-Органический инфантелизм.

-дисфазический вариант д.

-Дисгнозический вариант д.

-Смешанный вариант .

-Латентная.

-Выраженная.

 

Начиная работу по профилактике дислексии , нужно определить стратегические направления работы по устранению проблемы:

1. Развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой: звукопроизношения, грамматических навыков, фонематических процессов.

2. Развитие зрительно- пространственного восприятия и наглядно-образного мышления: умение оперировать сенсорными эталонами с опорой на соответствующие сенсорные понятия; развитие навыков перемещения и трансформации зрительных образов.

3. Развитие сукцесссивных способностей ребенка: умение выделять закономерности звуковых и графических рядов и повторно воспроизводить их.

4:Развитие способности к концентрации, распределению, переключению внимания.

5.Формирование зрительно-графических способностей: развитие графо-моторных навыков, овладение графической символизацией.

Среди предпосылок формирования чтения и письма развитию устной речи отводится базисная роль. Наиболее значимой и актуальной является зрелость фонетических процессов: фонетического восприятия, фонетических представлений и навыков фонетического анализа( см. таблицу№1).

 

Роль зрительного восприятия ребенка в усвоении чтения

Роль зрительного восприятия ребенка в усвоении чтения

В современных условиях интенсивного развития средств мультимедиа возрастает роль зрительного восприятия в переработке информации, важным компонентом которой является чтение.

Чтение начинается со зрительного восприятия букв, слогов, слов. Правильность чтения во многом зависит от полноценности зрительного восприятия. Среди зрительных операций чтения выделяют: восприятие буквенной символики; процесс ее опознания на основе сличения с имеющимися в памяти эталонами; последовательное сканирование графической информации.

Зрительные функции, обеспечивающие в дальнейшем эти операции чтения, формируются у ребенка постепенно в дошкольном периоде, но этот процесс носит спонтанный, неорганизованный характер. Ребенок учится видеть так же, как учится ходить и говорить. По мере обогащения перцептивного опыта ребенок вырабатывает индивидуальные способы анализа зрительной информации, которые и составляют основу установления связей между реальными предметами, их изображениями и символами.

В дошкольном периоде возможные индивидуальные различия в стратегиях и уровнях сформированности зрительного восприятия не заметны для окружающих в повседневной жизни ребенка. Лишь с началом систематического обучения в школе, предъявляющего, как правило, единые, достаточно жесткие требования ко всем учащимся, индивидуальные особенности зрительного восприятия (трудности различения оптически близких признаков, недостаточная точность и объем восприятия и др.) некоторых детей могут стать серьезным препятствием для успешного усвоения чтения.

Зрительные операции чтения

Обучение чтению начинается с ознакомления ребенка со зрительными образами букв. Запоминание всех букв алфавита и умение идентифицировать каждую букву являются обязательными условиями овладения навыком чтения.

Буквы русского алфавита являются плоскостными геометрическими объектами. Несмотря на многообразие существующих шрифтов и вариантов написания, все буквы состоят из ограниченного набора элементов: горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал. В связи с этим смыслоразличительное значение приобретают все элементы каждой буквы, а также их взаимное расположение в пространстве. Формирование первичных образов букв (восприятие) и дальнейшее их узнавание обеспечиваются зрительным анализом и синтезом с обязательным подключением зрительно-пространственных операций.

 

В современных условиях интенсивного развития средств мультимедиа возрастает роль зрительного восприятия и внимания в переработке информации, важным компонентом которой является ЧТЕНИЕ.

Чтение начинается со зрительного восприятия букв, слогов, слов. Правильность чтения, отсутствие проблем при обучении чтению(а впоследствии и письму) неразрывно связаны с уровнем сформированности ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ЧТЕНИЯ:

•  ВОСПРИЯТИЕ БУКВЕННОЙ СИМВОЛИКИ.

•  ПРОЦЕСС СРАВНЕНИЯ ЕЁ С ИМЕЮЩИМИСЯ В ПАМЯТИ ЭТАЛОНАМИ.

•  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СКАНИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Зрительное внимание развивается у ребенка в дошкольном возрасте постепенно .Но зачастую у некоторых детей (как правило, имеющих речевые нарушения и страдающих задержкой формирования некоторых психических функций) наблюдается недостаточная сформированность зрительного внимания.С началом обучения в школе это может стать серьёзным препятствием в успешном освоении чтения и письменных навыков.

 

ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ РЯД ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ

ИГРА «ЧУДЕСНЫЕ ВЕРЕВОЧКИ»

Развивает зрительно-пространственное восприятие.

Формирует представление о зрительном образе буквы.

Способствует развитию воображения и мелкой моторики.

(Ребенку предлагается выложить из шерстяных ниток на ворсистой поверхности узоры или рисунки различной степени сложности. )

ИГРА «ЗАЧЕРКНИ НЕПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ»

Способствует предупреждению трудностей при обучении письму.

Развивает зрительную память. (На доске, альбомном или тетрадном листе взрослый предлагает ребёнку зачеркнуть неправильно написанные буквы).

 

ИГРА «ПОКАЖИ НУЖНУЮ БУКВУ»

Способствует развитию зрительного внимания и памяти.

Развивает графо-моторные навыки.

Предупреждает проблемы, связанные с трудностями при запоминании букв.

ИГРА «ВЫЛОЖИ ПО ОБРАЗЦУ»

Помогает справиться с трудностями при восприятии объекта и различении его признаков.

Способствует развитию зрительной памяти.

 

 

О нетрадиционных формах проведения артикуляционной гимнастики

Логопедическая работа над коррекцией неправильно произносимого звука  начинается с подготовительного этапа. В это время логопед подбирает комплекс специальных артикуляционных упражнений, которые подготавливают мышечный комплекс щек, губ, языка к постановке звука с правильным артикуляционным укладом. Таких упражнений много и в специальной литературе. А я в своей работе часто использую нетрадиционные упражнения, приёмы  , о которых и расскажу.



1.АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОЖКИ.
Вам понадобится простая столовая ложка. Возьмите её за ручку и поднесите ко рту
ребёнка вогнутой стороной.
1.Облизывание ложки широким языком сверху вниз( ложка -вертикально), и слева-направо( ложка горизонтально).
2.Разверните ложку  выпуклой стороной. Выполняются те же самые движения.
3.Прижмите ложку к губам ребенка. Рот открыт. Выталкивание ложки кончиком языка.
Все упражнения выполняются по 10 раз.

2.АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БУСИНЫ.
Вам понадобится большая(2-3 см в диаметре) бусина. Её можно заменить маленьким колечком от детской деревянной пирамидки. Нанижите бусину на прочную нить или верёвку так, чтобы бусина свободно перемещалась по её длине.
1.Поднесите бусину ко рту ребенка. Кончиком языка ребенок должен поднимать бусину (10 раз) При этом взрослый держит нитку вертикально.
2.Нить с бусиной -горизонтально. Ребенок двигает бусину слева направо .Рот при этом открыт широко.(10 раз).
3.Поднести бусину к губам ребенка. Малыш губами подхватывает бусину  и заносит в рот(взрослый держит нить с обеих сторон). Затем резким толчком ребенок выталкивает бусину изо рта.
4.Бусина прижата губами .Двигаем губами слева -направо , по кругу, сверху вниз.
5. Ребенок забирает бусину в рот. Взрослый держит концы нити. Ребенок перекатывает бусину то за одну то за другую щёку. Можно добавить счёт.

 

 

 

С РЕБЁНКОМ ИГРАЕМ- РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ.

При беседах с родителями своих воспитанников, я всегда задаю вопрос : «Что в речи ребёнка тревожит Вас больше всего?» И чаще всего получаю ответ «Ребёнок не выговаривает некоторые(или все) звуки?». А затем в процессе работы становится заметно, что искажение звукопроизношения- только часть проблемы. Как правило, узок круг представлений об окружающем, и, как следствие, очень беден словарь. Порой дети не знают названий самых обычных предметов и явлений. И конечно не могут связно, красиво и грамотно изложить свои мысли. Логопед будет работать над звукопроизношением, и , скорее всего, ребёнок заговорит «чисто». Логопед работает и над расширением объёма словаря, над формированием умения согласовывать слова в роде, числе и падеже, над построением фразы.
Это работа, требующая ежедневных усилий внимания. И без родительского участия нам не обойтись. Многие родители вздохнут с сожалением : «Да когда нам заниматься, мы работаем…» Уверяю Вас, времени очень много. Начинайте играть с ребенком в речевые игры ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД И ДОМОЙ:
«НАОБОРОТ»: Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко-низко, далеко- близко. Потерял-нашёл.
«ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»: Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, заканчивая фразу. Например : сахар сладкий, а лимон…..(кислый).
«СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»: Взрослый предлагает ребенку подобрать слова,близкие по смыслу. Например: найти- отыскать, замёрзнуть- озябнуть,
Купить- приобрести.
« ПРОДОЛЖИ ЦЕПОЧКУ»: Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слова. Например: пища-еда, продукты, корм. Дом- квартира, здание, помещение.
«ОТГАДАЙ»: Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум другим. Например: идёт, топает-кто? Льётся. Журчит-что?.

ИГРЫ НА ПРОГУЛКЕ.
Обычную прогулку можно превратить в увлекательное путешествие!
Отправляясь гулять, подробно обсудить план прогулки: куда пойдёте. Где сделаете остановку, что хотите посмотреть, чем будете подкрепляться и.т.д.
Очень интересная игра. Которая развивает воображение и речь- «НЕОБЫЧНАЯ СИТУАЦИЯ»: Взрослый придумывает ситуацию, например: « Ты вышел на прогулку, и увидел, что пропали все качели.»Ребенок должен быстро придумать, почему произошло это событие и какое решение проблемы можно предложить.
Гуляя, останавливайтесь возле клумб, необычных деревьев, скульптур, подбирайте прилагательные, чтобы подробно описать объект. Поощряйте инициативу ребенка рассказать Вам о чём –нибудь.
Как видите, вам есть чем заняться и о чём поговорить с вашим ребенком.