Учитель- логопед: Кравцова Н.Б.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Кравцова Наталья Борисовна
Высшая квалификационная категория

Образование - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МГОПУ им. М.А. Шолохова

Специальность – учитель-логопед
Стаж педагогический деятельности 22 года


Игровой комплекс

План-программа
Игрового комплекса
Для коррекции общего недоразвития речи
с использование компьютерных технологий.

 

 

Опыт работы учителя- логопеда Н.Б. Кравцовой.

  • Мой подход к работе с детьми.
Ребенок – это маленький росток, который холим, любим и лелеем.
Ребенок – это маленький цветок, я всей душой его согрею
И позабочусь я о том, чтоб мир открыть ему прекрасный,
Чтоб лучик солнца рядом с ним светился радостью и счастьем!
  • Почему я выбрала эту профессию?
Выбрала профессию логопеда потому что в детстве сама была проблемным ребенком, ребенком с речевыми нарушениями. Много лиц человек повстречает за свою жизнь, лицо учителя запоминается ему навсегда. С теплотой и восхищеньем я вспоминаю свою учительницу, ту, которая   помогла мне преодолеть речевые трудности и открыла дорогу в жизнь.  Для меня профессия логопед – это моя жизнь, которой я с большой любовью отдаю свои знания и сердце. Помогая,  я всегда верю в то, что у каждого ребенка в дальнейшем все будет хорошо.
  • Что я считатю своим высшим достижением в работе с детьми?
Работа оценивается по ее результатам. Результатом своей работы я считаю- это создание условий не только для полноценного речевого развития, но и для укрепления здоровья и развития личности в целом. При реализации коррекционных задач одним из главных условий я ставлю – создание партнерских отношений с ребенком- родителями и воспитателями группы. Наши партнерские отношения построены на взаимоуважении и взаимопонимании.  Прежде всего я выработала у себя «добрый взгляд» на ребенка, научила  видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, созда¬вать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним вни¬мание родителей. Чувствуя себя значимым ребенок легче преодолевает речевые трудности, он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущая себя полноценным человеком полностью адаптированным в социуме. Партнерские отношения повышают эффективность образовательного процесса. Осуществляя преемственность ДОУ и школы могу отметить, на протяжении 7 лет наши выпускники достигли хороших результатов не только в образовательной деятельности, но и социальной адаптации. Это результат совместной деятельности всех участников, включенных в педагогический процесс: педагогов, воспитателей, родителей.
Характеристика выпускников ГК ДОУ № 2 «Золотой ключик»

Год выпуска

Кол-во

Выпускни-ков

Адаптация

В обычной школе

В коррекц. школе

Учатся на «отлично»

Учатся на «хорошо»

Учатся на «удовлет.»

Легкая

Средняя

Тяжелая

2010г.

12

10

2

0

100%

0

80%

20%

-

2011г.

12

4

8

0

90%

10%

1 ребенок

54%

36%

-

2014г.

11

4

7

0

90%

10%

1 ребенок

40%

40%

20%


  • Мои основные принципы работы с детьми?
Свою работу конечно же я строю по общедидактическим принципам и принципам логопедического воздействия.
Мой основной принцип- это «проникновение» в проблему и поиск ее решения.
Терпение и творчество, упорство и победа- это главное в  моей работе логопеда.
  • Как я представляю идеальную дошкольную образовательную организацию будущего?
Это «Дом радости» для детей, родителей и педагогов. «Дом радости» с хорошим материальным и методическим обеспечением, минимумом бумажной работы для педагога, чтобы педагог отдавал свои знания детям, а не думкам об отчетах.
Коррекционно-образовательную деятельность я осуществляю на основе требований общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой., а так же «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Использую в своей работе методику коррекционной работы утвержденную по ФГОС Н.В Нищевой.
В нашей группе царит микроклимат взаимоуважения, взаимопонимания, взаимовыручки- партнерские отношения. Работая с детьми я всегда стараюсь помнить, что перед тобой такой же человек, как и я, только маленький. И у него есть свой характер, свои слабости, свои интересы. Прежде всего, нужно
сделать так, чтобы ребенок тебе доверял, чтобы ему было с тобой интересно.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность.  «Современные дети- это компьютерные дети». С 2011 года в своей работе использую ИКТ, кабинет логопеда был оснащён компьютером с его составляющими, а логопедическая группа проектором, экраном настенным, ноутбуком для проведения мультимедийных презентаций.  Свою работу начала с анкетирования родителей. По результатам анкетирования «Компьютер в вашей семье. Плюсы и минусы» выяснилось, что из 10 семей девять имеют компьютеры, восемь семей положительно относятся к  использованию компьютера на  логопедических занятиях. У компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Мною составлена план – программа «Игрового комплекса» (см. приложение). Содержание  план- программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Так же  мною создан банк электронных образовательных ресурсов: мультимедийные презентации по всем лексическим темам, подобран материал по следующим направлениям работы: формирование произношения, развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи,  развитие артикуляционной моторики. Укомплектованы и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения.  Сделана подборка аудиапрограмм:
1. «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
2. «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
3. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева
5. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова
6. «Детские песенки».
8. Аудиокниги сказок, потешек и др.
Работая на «консультативном пункте» практикую занятия и консультирование по скайпу передаю родителям информацию на whatsApp и e-mail. Используя ИКТ в своей работе руководствуюсь требованиями Сан Пин 2.4.1. 3049-13.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет  мне разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.
Очень большое внимание в своей работе уделяю  укреплению физического и психического здоровья детей с нарушением речи.
На фоне комплексной логопедической помощи использую нетрадиционные технологии:
  • Современные технологии логопедического  массажа.

Телесноориентированные техники: Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

- технологии сенсорного воспитания;

- «Су – Джок» – терапия;

- «биоэнергопластика» – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

 

  • «Упражнения для релаксации» – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям

 

событий и ощущений и являются единым процессом.

 

  • «Дыхательные упражнения» – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

 

 

  • Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
  • Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
  • Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

 

 

  • С 2015 г.  в своей работе шире стала использовать Мнемотехнику. Это  позволило увеличить  объём памяти  у детей, что положительно сказывается на развитии связной речи , ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

 

Используемые мной в работе технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста и способствуют оздоровлению всего организма.

 

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

Метод  диагностики речевого развития

Учитель- логопед: Н.Б. Кравцова

1.Словесные  ассоциации по определенному слову

Я  скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое слово-какое  хочешь:

Стул - …, мяч - …, Иван - …, зайчик - …, пою - …, красный - ….

Оценка: три ответа – ассоциации адекватные словам-раздражителям.

2.Ассоциативное дополнение слова в предложении (подбор и употребление имен существительных)

Ребенок толкает…

Девочка играет…

Зайчик прыгает…

Мама стирает…

Девочка поливает…

Оценка: пять верных ответов

 

«ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ МНЕ СКАЗАТЬ?»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

Впервые в жизни ваш ребенок выразился «внятно», соединив два слова в коротенькое предложение. Не за горой перемены: скоро он обрушит на вас целый поток разнообразных высказываний и, наконец, станет полноправным участником всех разговоров. Как сделать общение с ним не только приятным, но и полезным для его языкового развития?

Совет 1

Для начала попробуйте дополнять и «расширять» высказывания малыша.

Например, он обратил ваше внимание на мяч: «Мячик». Скажите ему: «Этот мячик круглый » или «Этот мячик красный», «Мячик покатился» и т.п. в зависимости от ситуации. Запомните, что «расширяя» высказывания малыша, нужно добавлять не более 1-2 слов, иначе ему будет трудно сконцентрировать внимание. Специалисты утверждают, что дети, матери которых использовали этот простой приём, раньше начинают говорить полными правильными предложениями.

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ?

♦    Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.
♦    Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.
♦    Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.
♦    Речь является элементом социальной адаптации.
♦    Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.
♦    Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так.
♦    У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
♦    Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку.
♦    Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.


Как могут помочь родители своим детям? Что нужно делать?

Развивать мышцы речевого аппарата
Что нужно делать:
♦    жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
♦    жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, брюква, турнепс);
♦    лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт — для распластывания языка;
♦    чистить зубы (и десны) — это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
♦    полоскать рот;
♦    жевать боковыми зубами;
♦    сосать сухарики из хлеба, булки (соленые);
♦    лизать эскимо.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?
♦    Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
♦    Иногда ребенок не может поставить губы или язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие — артикуляционные позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук.
♦    Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
♦    Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто — уважайте труд ребенка
и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.
♦    Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребенок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то непонятно.
♦    В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребенок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают.

Зачем нужна дыхательная гимнастика и как ее делать?

Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1.    Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение.
2.Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Нужно, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3.Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4.Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Техника выполнения упражнений
♦Следить за правильным вдохом — через нос;
♦плечи не поднимать;
♦выдох должен быть длительным, плавным;
♦необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);
♦каждое упражнение повторять не более 3—5 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!

Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети могут выполнять сложные задания, требующие до¬статочной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.
Наверное, все в детстве делали ПЛЕТЕНЫЕ КОВРИКИ ИЗ РАЗНОЦВЕТНЫХ БУМАЖНЫХ ПОЛОС. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.
Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы ПЛЕТЕНИЯ МАКРАМЕ. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей.
Для развития координации движений можно попробовать заниматься НАКАЛЫВАНИЕМ. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. За¬тем по контуру начнет де¬лать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно про¬сто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять вся семья, то можно из раз¬личных рисунков сделать картину-аппликацию, по¬священную одной теме.
Если пальчики ребенка действуют неуверенно, не¬ловко — организуйте ИГРЫ С БЕЛЬЕВЫМИ ПРИЩЕПКАМИ. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани, картона. Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными, например: «ежики», «солнышки», «елочка», «бабочка». Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и становятся наиболее любимыми.
Обязательно нужно учить детей ВЫРЕЗАТЬ НОЖНИЦАМИ. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы ни вырезал ребенок, все равно получится узор, напоминающий снежинку или звездочку. Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции-аппликации.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!!!

 

 

Конспект НОД по образовательной области развитие речи в старшей группе на тему: «Как дети солнышко спасали».

Конспект НОД
по образовательной области
развитие речи в старшей группе
на тему:
«Как дети солнышко спасали».
Учитель- логопед: Н.Б. Кравцова

Коррекционно-образовательные задачи: Продолжать активизировать словарь детей по теме «Весна»; закреплять умение делить слова на слоги. Работать над предложением: составление предложений с заданными предлогами (В, НА, ПОД, ЗА, К, ОТ, ИЗ, НАД, ПО, С /СО). Совершенствовать фонематическое восприятие: автоматизация звука Ж в распевках. Закрепить умение подбирать слова действия и слова признаки к предметам,навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными (использование мультимедийного проектора).

Коррекционно-развивающие задачи: развитие речевого дыхания, силы голоса, артикуляции, фонематического восприятия, слухового внимания, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). Продолжать развивать синхронность движений руки и артикуляционного аппарата под музыку (использование биоэнергопластики).