Учитель- логопед: Кравцова Н.Б.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Кравцова Наталья Борисовна
Высшая квалификационная категория

Образование - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МГОПУ им. М.А. Шолохова

Специальность – учитель-логопед
Стаж педагогический деятельности 22 года


Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.



Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка!

В.А. Сухомлинский


Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы достичь более быстрых результатов, когда работаю над постановкой звуков у школьников с ОВЗ, и, чтобы занятия становились всё более занимательными и увлекательными, применяю такой метод как биоэнергопластика.

Что такое биоэнергопластика?

- Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
- Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
- Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.
- Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Преимущества биоэнергопластики.

- Оптимизирует психологическую базу речи.
- Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
- Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
- Синхронизация работы над речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.
- Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
- С добавлением музыки идет отработка ритма.

Этапы работы с применением биоэнергопластики

- Диагностический (сбор анамнезе, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)
- Эмоциональный (создание положительного настроя, этому способствует игровой персонаж )
- Основной ( отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука и музыкальное сопровождение).

Особенности работы с применением биоэнергопластики.

- Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
- К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
- Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
- Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
- С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж, счёт, музыка, стихи.

Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует:

Привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.
- Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики.
- Облегчает постановку и дифференциацию звуков, введение звуков в речь.
- Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

20.12.2018г.
Учитель- логопед: Н.Б. Кравцова
 

Игровой комплекс

План-программа
Игрового комплекса
Для коррекции общего недоразвития речи
с использование компьютерных технологий.

 

 

Опыт работы учителя- логопеда Н.Б. Кравцовой.

  • Мой подход к работе с детьми.
Ребенок – это маленький росток, который холим, любим и лелеем.
Ребенок – это маленький цветок, я всей душой его согрею
И позабочусь я о том, чтоб мир открыть ему прекрасный,
Чтоб лучик солнца рядом с ним светился радостью и счастьем!
  • Почему я выбрала эту профессию?
Выбрала профессию логопеда потому что в детстве сама была проблемным ребенком, ребенком с речевыми нарушениями. Много лиц человек повстречает за свою жизнь, лицо учителя запоминается ему навсегда. С теплотой и восхищеньем я вспоминаю свою учительницу, ту, которая   помогла мне преодолеть речевые трудности и открыла дорогу в жизнь.  Для меня профессия логопед – это моя жизнь, которой я с большой любовью отдаю свои знания и сердце. Помогая,  я всегда верю в то, что у каждого ребенка в дальнейшем все будет хорошо.
  • Что я считатю своим высшим достижением в работе с детьми?
Работа оценивается по ее результатам. Результатом своей работы я считаю- это создание условий не только для полноценного речевого развития, но и для укрепления здоровья и развития личности в целом. При реализации коррекционных задач одним из главных условий я ставлю – создание партнерских отношений с ребенком- родителями и воспитателями группы. Наши партнерские отношения построены на взаимоуважении и взаимопонимании.  Прежде всего я выработала у себя «добрый взгляд» на ребенка, научила  видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, созда¬вать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним вни¬мание родителей. Чувствуя себя значимым ребенок легче преодолевает речевые трудности, он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущая себя полноценным человеком полностью адаптированным в социуме. Партнерские отношения повышают эффективность образовательного процесса. Осуществляя преемственность ДОУ и школы могу отметить, на протяжении 7 лет наши выпускники достигли хороших результатов не только в образовательной деятельности, но и социальной адаптации. Это результат совместной деятельности всех участников, включенных в педагогический процесс: педагогов, воспитателей, родителей.
Характеристика выпускников ГК ДОУ № 2 «Золотой ключик»

Год выпуска

Кол-во

Выпускни-ков

Адаптация

В обычной школе

В коррекц. школе

Учатся на «отлично»

Учатся на «хорошо»

Учатся на «удовлет.»

Легкая

Средняя

Тяжелая

2010г.

12

10

2

0

100%

0

80%

20%

-

2011г.

12

4

8

0

90%

10%

1 ребенок

54%

36%

-

2014г.

11

4

7

0

90%

10%

1 ребенок

40%

40%

20%


  • Мои основные принципы работы с детьми?
Свою работу конечно же я строю по общедидактическим принципам и принципам логопедического воздействия.
Мой основной принцип- это «проникновение» в проблему и поиск ее решения.
Терпение и творчество, упорство и победа- это главное в  моей работе логопеда.
  • Как я представляю идеальную дошкольную образовательную организацию будущего?
Это «Дом радости» для детей, родителей и педагогов. «Дом радости» с хорошим материальным и методическим обеспечением, минимумом бумажной работы для педагога, чтобы педагог отдавал свои знания детям, а не думкам об отчетах.
Коррекционно-образовательную деятельность я осуществляю на основе требований общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой., а так же «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Использую в своей работе методику коррекционной работы утвержденную по ФГОС Н.В Нищевой.
В нашей группе царит микроклимат взаимоуважения, взаимопонимания, взаимовыручки- партнерские отношения. Работая с детьми я всегда стараюсь помнить, что перед тобой такой же человек, как и я, только маленький. И у него есть свой характер, свои слабости, свои интересы. Прежде всего, нужно
сделать так, чтобы ребенок тебе доверял, чтобы ему было с тобой интересно.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность.  «Современные дети- это компьютерные дети». С 2011 года в своей работе использую ИКТ, кабинет логопеда был оснащён компьютером с его составляющими, а логопедическая группа проектором, экраном настенным, ноутбуком для проведения мультимедийных презентаций.  Свою работу начала с анкетирования родителей. По результатам анкетирования «Компьютер в вашей семье. Плюсы и минусы» выяснилось, что из 10 семей девять имеют компьютеры, восемь семей положительно относятся к  использованию компьютера на  логопедических занятиях. У компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Мною составлена план – программа «Игрового комплекса» (см. приложение). Содержание  план- программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Так же  мною создан банк электронных образовательных ресурсов: мультимедийные презентации по всем лексическим темам, подобран материал по следующим направлениям работы: формирование произношения, развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи,  развитие артикуляционной моторики. Укомплектованы и систематизированы по папкам картинки для коррекции звукопроизношения.  Сделана подборка аудиапрограмм:
1. «Веселая Логоритмика» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
2. «Абсолютный слух» серия «Развивалочка от 1 до 5» Екатерины Железновой.
3. «Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры» Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева
5. «Логопедические распевки» Т. С. Овчинникова
6. «Детские песенки».
8. Аудиокниги сказок, потешек и др.
Работая на «консультативном пункте» практикую занятия и консультирование по скайпу передаю родителям информацию на whatsApp и e-mail. Используя ИКТ в своей работе руководствуюсь требованиями Сан Пин 2.4.1. 3049-13.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет  мне разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда.
Очень большое внимание в своей работе уделяю  укреплению физического и психического здоровья детей с нарушением речи.
На фоне комплексной логопедической помощи использую нетрадиционные технологии:
  • Современные технологии логопедического  массажа.

Телесноориентированные техники: Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

- технологии сенсорного воспитания;

- «Су – Джок» – терапия;

- «биоэнергопластика» – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

 

  • «Упражнения для релаксации» – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям

 

событий и ощущений и являются единым процессом.

 

  • «Дыхательные упражнения» – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

 

 

  • Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
  • Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
  • Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

 

 

  • С 2015 г.  в своей работе шире стала использовать Мнемотехнику. Это  позволило увеличить  объём памяти  у детей, что положительно сказывается на развитии связной речи , ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

 

Используемые мной в работе технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста и способствуют оздоровлению всего организма.

 

Речевая готовность ребенка к обучению в школе

Метод  диагностики речевого развития

Учитель- логопед: Н.Б. Кравцова

1.Словесные  ассоциации по определенному слову

Я  скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое слово-какое  хочешь:

Стул - …, мяч - …, Иван - …, зайчик - …, пою - …, красный - ….

Оценка: три ответа – ассоциации адекватные словам-раздражителям.

2.Ассоциативное дополнение слова в предложении (подбор и употребление имен существительных)

Ребенок толкает…

Девочка играет…

Зайчик прыгает…

Мама стирает…

Девочка поливает…

Оценка: пять верных ответов

 

«ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ МНЕ СКАЗАТЬ?»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА

Впервые в жизни ваш ребенок выразился «внятно», соединив два слова в коротенькое предложение. Не за горой перемены: скоро он обрушит на вас целый поток разнообразных высказываний и, наконец, станет полноправным участником всех разговоров. Как сделать общение с ним не только приятным, но и полезным для его языкового развития?

Совет 1

Для начала попробуйте дополнять и «расширять» высказывания малыша.

Например, он обратил ваше внимание на мяч: «Мячик». Скажите ему: «Этот мячик круглый » или «Этот мячик красный», «Мячик покатился» и т.п. в зависимости от ситуации. Запомните, что «расширяя» высказывания малыша, нужно добавлять не более 1-2 слов, иначе ему будет трудно сконцентрировать внимание. Специалисты утверждают, что дети, матери которых использовали этот простой приём, раньше начинают говорить полными правильными предложениями.

 

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ?

♦    Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.
♦    Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.
♦    Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.
♦    Речь является элементом социальной адаптации.
♦    Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.
♦    Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так.
♦    У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
♦    Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку.
♦    Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.


Как могут помочь родители своим детям? Что нужно делать?

Развивать мышцы речевого аппарата
Что нужно делать:
♦    жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
♦    жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, брюква, турнепс);
♦    лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт — для распластывания языка;
♦    чистить зубы (и десны) — это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
♦    полоскать рот;
♦    жевать боковыми зубами;
♦    сосать сухарики из хлеба, булки (соленые);
♦    лизать эскимо.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?
♦    Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
♦    Иногда ребенок не может поставить губы или язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие — артикуляционные позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук.
♦    Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.
♦    Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто — уважайте труд ребенка
и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.
♦    Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребенок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то непонятно.
♦    В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребенок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают.

Зачем нужна дыхательная гимнастика и как ее делать?

Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1.    Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение.
2.Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Нужно, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3.Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4.Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Техника выполнения упражнений
♦Следить за правильным вдохом — через нос;
♦плечи не поднимать;
♦выдох должен быть длительным, плавным;
♦необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);
♦каждое упражнение повторять не более 3—5 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!

Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети могут выполнять сложные задания, требующие до¬статочной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.
Наверное, все в детстве делали ПЛЕТЕНЫЕ КОВРИКИ ИЗ РАЗНОЦВЕТНЫХ БУМАЖНЫХ ПОЛОС. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.
Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы ПЛЕТЕНИЯ МАКРАМЕ. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей.
Для развития координации движений можно попробовать заниматься НАКАЛЫВАНИЕМ. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. За¬тем по контуру начнет де¬лать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно про¬сто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять вся семья, то можно из раз¬личных рисунков сделать картину-аппликацию, по¬священную одной теме.
Если пальчики ребенка действуют неуверенно, не¬ловко — организуйте ИГРЫ С БЕЛЬЕВЫМИ ПРИЩЕПКАМИ. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани, картона. Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными, например: «ежики», «солнышки», «елочка», «бабочка». Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и становятся наиболее любимыми.
Обязательно нужно учить детей ВЫРЕЗАТЬ НОЖНИЦАМИ. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы ни вырезал ребенок, все равно получится узор, напоминающий снежинку или звездочку. Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции-аппликации.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ!!!

 

 

Конспект НОД по образовательной области развитие речи в старшей группе на тему: «Как дети солнышко спасали».

Конспект НОД
по образовательной области
развитие речи в старшей группе
на тему:
«Как дети солнышко спасали».
Учитель- логопед: Н.Б. Кравцова

Коррекционно-образовательные задачи: Продолжать активизировать словарь детей по теме «Весна»; закреплять умение делить слова на слоги. Работать над предложением: составление предложений с заданными предлогами (В, НА, ПОД, ЗА, К, ОТ, ИЗ, НАД, ПО, С /СО). Совершенствовать фонематическое восприятие: автоматизация звука Ж в распевках. Закрепить умение подбирать слова действия и слова признаки к предметам,навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными (использование мультимедийного проектора).

Коррекционно-развивающие задачи: развитие речевого дыхания, силы голоса, артикуляции, фонематического восприятия, слухового внимания, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). Продолжать развивать синхронность движений руки и артикуляционного аппарата под музыку (использование биоэнергопластики).